Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    О Турции    Статьи    Новости   

    На самом краю Европы

    Здесь заканчивается Европа и начинается Азия. Здесь завершается маршрут Восточного экспресса, пассажиров которого на берегу Босфора встречают с оркестром и рахат-лукумом. Это — город на двух континентах. Город, бывший столицей Римской, Византийской и Османской империй. Византий, Новый Рим, Константинополь, а теперь Стамбул.


    ТУРЦИЯ
    Регион Мраморного моря
    Главный город: Стамбул (1786 км от Москвы)
    Официальная валюта: новая турецкая лира (TRL), 1 лира — примерно 0,64 долл.
    Время: отстает от московского на 1 ч
    Виза: туристическую визу на два месяца покупают в аэропорту за 20 долл.
    Как добраться: регулярные рейсы до Стамбула осуществляют «Аэрофлот» и Turkish Airlines (в полете примерно 3 ч, цена билета в оба конца — от 310 долл.)


    Город-пазл


    Фото П. Левицкий

    Некоторые впечатлительные туристы, услышав про азиатскую часть Стамбула, решат, что это такое страшное место вроде нью-йоркского Гарлема, куда европейцу лучше не соваться. На самом деле название нужно понимать буквально: европейская часть города находится в Европе, а азиатская — соответственно в Азии. Причем местные жители стараются поселиться как раз на азиатском берегу Босфора, где самые престижные кварталы, просторнее застройка, лучше экология. А вот работают большинство стамбульцев «в Европе», так что на Босфорском мосту утром и вечером приличные пробки. За проезд на другой «континент» нужно платить, и пешком по знаменитому мосту не прогуляешься: вход сюда пешеходам закрыли из-за множества романтичных граждан, желавших утопиться не где-нибудь, а именно на границе Европы и Азии.

    Для туристов азиатская часть города — это, как правило, холм Эдитепе с роскошным видом на противоположный берег Босфора. Еще «в Азию» стоит ехать ради шопинга — в здешних магазинах цены рассчитаны не на туристов, а на своих. Вообще, азиатский Стамбул по сравнению с районами по ту сторону пролива производит более «европейское» впечатление, ведь эту территорию застраивали позднее.

    Европейская часть города в свою очередь состоит из двух «долек», разделенных заливом Золотой Рог. Его когда-то перегораживала цепь, защищавшая город от всяких непрошеных субъектов. Правда, такой оборонительный рубеж иногда преодолевали с помощью хитрости. В 907 году русский князь Олег додумался поставить свои корабли на колеса и провезти их по суше. Через 500 с лишним лет примеру легендарного князя последовали отряды султана Мехмеда II, штурмовавшие Константинополь, — с помощью деревянных рельсов, политых маслом, турки перетащили свои суда в залив. Отчасти именно этот военный маневр и привел к тому, что Константинополь теперь называется Стамбулом, а к собору Святой Софии пристроены минареты.

    Более старая «долька» Европы — это район Султанахмет со Святой Софией, дворцом Топкапы, Египетским базаром и торговые кварталы Лалели, где масса оптовых магазинчиков с русскими надписями на витринах. В относительно новой «дольке», на другой стороне Золотого Рога, находится район Таксим с ночными клубами, современными отелями и торговыми центрами и район Галата, населенный когда-то генуэзцами. От них осталась внушительная Галатская башня, с которой открывается прекрасный вид на стамбульские крыши.

    Проекты первого моста через залив в свое время разрабатывали даже Микеланджело и Леонардо да Винчи, но соединили берега только в XIX веке. Первый мост несколько раз перестраивали и, в конце концов, уже в 90-х годах XX века перенесли дальше. Теперь этого ветерана именуют Старым Галатским мостом. Вместо него соорудили нынешний Галатский мост. По нему разрешено и ездить, и ходить (большим спросом у самоубийц он, видимо, не пользуется), а можно и посидеть, потому что в нижнем его ярусе расположено множество рыбных ресторанчиков. Кстати, на набережной продают своеобразный рыбный фастфуд — сэндвичи с жареной макрелью или хамсой.


    По шпалам


    Фото П. Левицкий

    Старый Стамбул — это лабиринт узких улиц и нагромождение прилепившихся друг к другу домов, но у туристов всегда есть надежный ориентир — трамвайные пути. Маршрут местного Tramvay (не спутайте с Nostalji Tramvay — старинным трамвайчиком, курсирующим по улице Истикляль в Таксиме) пролегает от района Зейтинбурну через Султанахмет по Галатскому мосту и до района Кабаташ на другом берегу Золотого Рога, так что трамвайные рельсы обязательно выведут вас к главным туристическим достопримечательностям. Но приятнее все-таки путешествовать не по шпалам, а в вагоне, купив в кассе возле остановки жетон на поездку (пункт назначения неважен).

    Кстати, с разнообразным городским транспортом в Стамбуле все в порядке — здесь есть автобусы, легкое и обычное метро, а также Тюнель — одна из самых старых (конца XIX века) и коротких (всего две станции) веток метро в мире. И водный транспорт в придачу. Проезд на всех этих средствах передвижения стоит одинаково — 1 лиру 40 курушей. На городских пристанях обычно по несколько причалов, и с каждого судно доставляет пассажиров только до одной точки, а потом совершает обратный рейс. Поэтому иногда добираться до нужного места приходится с пересадками.

    Если уж вы совсем не умеете ориентироваться в незнакомом городе, можно передвигаться на такси. Оно доставит куда надо, но не всегда быстрее, чем вы дошли бы пешком: местные водители так жаждут показать приезжим свой город, что не могут довезти вас до соседней улицы, не объехав еще несколько кварталов. Многие таксисты считают перевозку иностранцев особо трудным делом, поэтому даже в дневное время включают на счетчике ночной тариф (отсчет начинается не с двух лир, а с трех).



    Фото А. Макарова


    Стамбульские двойняшки


    Фото П. Левицкий

    Стамбул — настоящее царство кошек. Причиной тому и рыбные рынки с ресторанами, и любовь к этим зверушкам пророка Мухаммеда, а вслед за ним и всех мусульман. Самые популярные кошачьи клички в Турции — Памук (вата) и Кюмюр (уголь), но местные звери охотно откликаются на любое прозвище, особенно если поманить их куском кебаба. Кошки снуют повсюду и вольготно чувствуют себя даже в мечети — им ведь не надо, входя, разуваться.

    Кстати, насчет мечетей. Нетрудно догадаться, что в Стамбуле их гораздо больше, чем мостов. Две самые знаменитые — Айя-София и Голубая (мечеть Султана Ахмета). Они и стоят напротив друг друга, разделенные площадью Султанахмет. Если вдруг запутаетесь, где какая, считайте минареты: у Софии их четыре, а у Голубой мечети целых шесть. Вообще-то, шесть минаретов полагалось только Запретной мечети в Мекке, но турецкие строители разогнались и нарушили это правило. Тогда, чтобы никого не обижать, к Запретной мечети просто добавили седьмой минарет.

    А вот два самых известных дворца — старый и новый, Топкапы и Долмабахче — находятся по разные стороны Золотого Рога. Дворец Топкапы заложен еще в середине XV века тем самым завоевавшим город султаном Мехмедом II. От Айя-Софии сюда ведет Соук Чешме — улица Холодного Источника. Пройдя через несколько ворот и турникеты с досмотром личных вещей (почти как в аэропорту!), вы наконец попадаете за мощные стены, где вас ждет сюрприз: дворца-то как такового и нет, а есть большой сад и масса павильонов, беседок, террас. Именно в них размещались султаны с родней, гаремом, охраной, визирями и всякими важными службами вроде дворцовой кухни и монетного двора. Ведь турки в древности вели кочевой образ жизни и не понимали, зачем строить на всех один большой дом, если можно устроить много-много шатров.

    Фото П. Левицкий

    В XIX веке султанам все-таки захотелось обзавестись новым жильем — на западный манер. Так в Стамбуле появилась роскошная резиденция Долмабахче в стиле барокко. Ее интерьеры ошарашивают: золотые украшения (на них ушло 14 тонн драгоценного металла), лестница с хрустальными перилами, пятитонная люстра из богемского стекла… Этакий апофеоз роскоши на закате Османской империи. Зал для торжественных церемоний кажется смесью Петергофа и Святой Софии: 36-метровый купол, пестрые росписи, лепнина, позолота. Здесь особенно ясно понимаешь, что в просвещенных европейцев османские владыки только играли. Дворец себе построили, как у соседей, и даже устраивали приемы и ужины, но из женщин побывать на этих торжествах могли лишь иностранки. А жены султана наблюдали за праздниками через полукруглые окошки с галереи — на гарем западные порядки не распространялись.

    Из всех перечисленных достопримечательностей только в Голубую мечеть вход бесплатный. Билеты в Святую Софию, превращенную в музей, и во дворцы стоят по 20 лир.


    Ужин с видом на Босфор


    Фото П. Левицкий

    В Стамбуле по результатам последней переписи живут как минимум 15 миллионов человек. Если гулять только по туристическому маршруту вдоль трамвайных путей, кажется, что одна половина стамбульцев держит кафе, другая — торгует сувенирами. Но на самом деле в сфере продаж занято отнюдь не все население — солидные турецкие граждане на рынок забредают лишь в выходной. Развлекаются они в дни отдыха почти так же, как туристы. Например, отправляются на Принцевы острова в Мраморном море. Сюда когда-то ссылали родственников византийских императоров и турецких султанов, потом аристократы и богачи стали ездить на острова по своей воле. Здесь хорошие пляжи и рыбные рестораны, а из транспорта разрешены только велосипеды и конные экипажи.

    Дорога до островов занимает примерно час. Катера отплывают, например, от пристани Кабаташ. Самый крупный и интересный среди островов — Buyuk Ada. На нем можно и древние церкви осмотреть, и на фаэтоне покататься.

    А еще в выходные жители Стамбула ходят в рестораны. Аппетит у них хороший, так что поесть в городе не проблема — труднее увернуться от еды, которую тебе предлагают со всех сторон. На уличных лотках можно купить не только шаурму (она здесь называется Doner Kebab), но и жареную кукурузу, и печеную картошку (местная вариация — с оливками, маслинами и перцем), а также свежевыжатые соки из разных фруктов и ягод.

    Что до ресторанов, их здесь выбирают не только и не столько из-за меню, сколько ради панорамы из окон. Самый приятный ужин, конечно же, в заведении с видом на Босфор. Именно такая картина открывается посетителям ресторанчика Hamdi, что на берегу Золотого Рога возле Египетского рынка. Впрочем, смотреть во время трапезы на Святую Софию тоже здорово — неплохой кебаб готовят в заведении Sultanahmet Koftecisi неподалеку от мечети. В кафе или ресторане среднего уровня можно вдвоем поужинать на 30–50 евро. Местные жители запивают еду анисовой водкой — ракией (Raki). Хотя большинство из них мусульмане и периодически ходят в мечеть, а пророк Мухаммед крепкие напитки запрещал. Турки решили этот щекотливый вопрос по-своему: не будь на то воли Аллаха, алкоголь бы не появился…


    КСТАТИ


    Анна МАКАРОВА, ответственный редактор журнала «Туризм и отдых»:


    «В Стамбуле есть не только наземные, но и подземные дворцы, например Еребатан. На самом деле Yerebatan Sarnci всего лишь водохранилище (второе его название — Цистерна Базилика), зато очень древнее — построено еще в 500-х годах. А уж какой размах! Не зря это подземелье засветилось в кинематографической классике: вездесущий Джеймс Бонд побывал здесь в одном из эпизодов фильма «Из России с любовью», а в «Одиссее» Андрона Кончаловского Цистерна и вовсе превратилась в царство Аида. Место и впрямь жутковатое, хотя вход в него выглядит непримечательно: небольшой домик на улице Еребатан, напротив площади Султанахмет. Платите десять лир за билет — и спускаетесь в подземную галерею, где выстроились ровными рядами около 300 пятиметровых подсвеченных колонн.

    Пол зала до сих пор под слоем воды, в которой плавают огромные рыбины. А посетители ходят по деревянным мосткам. Колонны только на первый взгляд одинаковые, на самом деле есть среди них своеобразные экземпляры. Подпорками двух столбов служат огромные античные изваяния — головы горгоны Медузы. Когда и откуда они сюда попали, точно неизвестно, но сразу видно, что горгоны очень-очень старые.

    Если в душе вы романтик, прогулка по подземелью под аккомпанемент завораживающей музыки запомнится надолго. Прагматики же, которых взгляд горгоны не впечатлит, могут перекусить в местном ресторанчике той самой упитанной рыбой».


    "Туризм и отдых" №20 25.05.2009

    Другие статьи из рубрик: Города, Стамбул




    Последние новости по теме: Стамбул
    2020-01-21. Аэропорт Стамбула открыл для туристов капсулы для отдыха
    Специальные спальные капсулы для отдыха туристов предложил аэропорт Стамбула Сабиха Гёкчен. Стоимость отдыха для туриста обойдется в €7 в час.

    2020-01-09. Аэропорт Стамбула запретил встречающих с табличками
    Управляющая новым стамбульским аэропортом компания IGA запретила встречать туристов с табличками.

    2019-12-06. SkyTeam открыл бизнес-зал в аэропорту Стамбула
    Альянс SkyTeam открыл свой бизнес-зал в новом аэропорту Стамбула. Он обслуживает элитных пассажиров "Аэрофлота", Air France, KLM, Tarom, Korean Air, Middle East Airlines и Saudia, сообщается в релизе альянса.






    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru