Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    Все обзоры   

    Музей в ампирном складе

    На самом Садовом кольце, напротив метро «Парк культуры», находится любопытный музей — «Музей Москвы».



    Он открылся здесь лишь в 2007 году, и москвичи пока к нему не привыкли. Этот недочет надо исправлять: ведь основан он был еще в 1896-м и за это время накопил огромные и любопытные фонды. Платья Гурченко, Мордюковой и Зыкиной, огромные сверкающие черные «членовозы», мебель пилота-челюскинца Ляпидевского и скульптора Козловского, реконструкция по черепу Ивана Грозного, настоящая сума-калита, старинные игрушки... Сюда хорошо ходить всей семьей, чтобы потом разбредаться по интересам: дети в один зал, а взрослые в другой.


    Бездомный музей


    Первые экспонаты попали сюда еще при Николае II. Музей своим возникновением обязан нижегородской Всероссийской выставке 1896 года. Событие это было эпохальное: Попов показал первый в мире радиоприемник, Шухов — свою первую башню, Фрезе и Яковлев — первый русский автомобиль, а Коровин подружился с Шаляпиным. У города Москва там был отдельный павильон, и после закрытия выставки московская Дума решила создать на его основе музей.

    Но, наверно, кто-то сглазил экспонаты, потому что весь следующий век музей только и делал, что переезжал. Обосновавшись сначала в Крестовских водонапорных башнях — забытом ныне памятнике архитектуры в районе проспекта Мира, после революции он был вынужден съехать: башни шли под снос. Новым домом стала Сухаревская башня, чья судьба оказалась аналогичной. После чего музей поселился в церкви Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. И вот настал XXI век: здания теперь не сносят, а возвращают законным владельцам. РПЦ долго боролась за этот храм, музей усердно упирался — ему попросту некуда было съезжать. Только в 2006 году Лужков предоставил ему Провиантские склады.

    В музее толп нет. «Москвичи просто еще не привыкли, что мы здесь, — рассказывают сотрудники, — тем более что на главном фасаде памятника архитектуры мы свою рекламу вешать не можем, а вход к нам за углом, с Остоженки».


    Новое пристанище


    Первые выставки в новом здании открылись только в 2007 году. До этого музейщикам предстояли серьезные работы по обустройству. Ведь с 1930-х годов старинные ампирные постройки, возведенные еще при Николае I, служили Генштабу в качестве гаража. Решение, кстати, вполне логичное, если поставить себя на место тогдашних хозяев советской Москвы. Три здания комплекса занимают гигантскую территорию. Огромные беленые стены, высокие потолки, продуваемые пространства — наполнить их чем-то полезным непросто. А уж отопить!

    Провиантские склады (их изначальное предназначение из названия очевидно) мыслились не для обычной человеческой жизни, а для целей «промышленных». Быть музеем в таких стенах не просто: все надо обживать. Сотрудники явно стараются вдохнуть сюда душу. Многометровые залы перегорожены, поставлена мебель, висят фотографии. Но прошлое все время норовит выскочить из-за угла. На второй этаж ведет покрашенный кондовой масляной краской пандус, по которому плавно съезжали «Волги» и ЗИЛы, во дворе между кустами мирно стоит какое-то зенитное орудие... Чувствуется, что культурное учреждение здесь — новосёл. Поэтому никакой атмосферы затхлости, так часто свойственной краеведческим музеям, нет. Впрочем, наверное, в Музее Москвы ее не было бы в любом случае — уж слишком бескрайняя у него тема, слишком много самого разнообразного нужно ему показать.


    Что посмотреть


    Экспозиция такая большая, что из нее можно выкроить несколько отдельных музеев, причем на совершенно различные темы. Вот, предположим, здание №1: сюда, конечно, надо приходить с детьми, причем заказав экскурсию. Здесь расскажут об истории и археологии Москвы. В витринах макеты церквей и домов (настоящие игрушечки!), манекены древних московитов в старинных костюмах, муляжи старинной еды. А также визуальные воплощения крылатых выражений: например, тот самый «нос» (деревянная палочка), на котором надо «зарубить», или сума-калита. Экскурсии для детей есть игровые и в старинных костюмах. Суровым оком смотрит Иван Грозный: это скульптурный бюст, восстановленный по черепу из гробницы царя великим антропологом Герасимовым. Неожиданное открытие — подлиники рисунков Аполлинария Васнецова, те самые виды древней Москвы, которые печатают в школьных учебниках. Оказывается, он рисовал их по заказу именно этого музея.

    Коллекция живописи и графики — отдельное лакомство для знатока. Формировалась она, видимо, из соображений сугубо практически-москвоведческих: вид такой-то улицы столицы, вид площади... Но годы идут, а фамилии бронзовеют. Скажем, Роберт Фальк или Леонид Пастернак. Частные галереи сейчас охотятся за их почеркушками — а тут полноценные холсты. Есть и более заслуженные классики: Айвазовский, Суриков, Поленов. Интересный пример превращения артефакта из предмета быта в культурную ценность: при строительстве гостиницы «Москва» на Манежной площади заказы на исполнение картин в номера получили лучшие мастера соцреализма. После ее сноса полотна, слава богу, попали в этот музей (недавно их можно было увидеть на выставке в ЦВЗ «Манеж»). Жаль, в экспозиции эти полтысячи полотен не увидишь, все спрятано в фонды.


    Ретрошик


    А два других павильона заинтересуют уже аудиторию постарше. Сказать, что они посвящены истории СССР, нельзя — скорей, тому, как советские люди, знаменитые и не очень, жили обычной жизнью. Пенсионеры, наверно, здесь ощущают ностальгию по ушедшему быту. Но музею, вероятно, стоило бы сделать ставку на романтическую идеализацию советского прошлого у молодежи. Это ведь становится трендом. Так, рядом, через Крымский мост, ЦПКиО Горького и парк «Музеон» восстанавливают «Девушку с веслом» и устраивают светомузыкальные шоу на тему авангарда, а Ломаковский музей и Олдтаймер-галерея по крохам воссоздают старинные автомобили. Причем у Музея Москвы огромная фора — экспонаты, из которых мы видим только верхушку айсберга. Надо только чуть-чуть сместить акценты, добавить музыки, жизни. Начало, однако, правильное: автомобили перемешаны с платьями, зонтиками, фестивальными сувенирами, живописью. Вещами реально существовавших людей.

    Причем часто — людей с конкретными фамилиями: значительная часть коллекции — это дары музею от советских знаменитостей. Несколько рабочих кабинетов восстановлены в витринах целиком. Любопытно, что у новых поколений происходит смещение взгляда: это больше не «о, вещи Самого!», а «ух ты, какие стильные делали тогда штучки». Это справедливо даже для таких личностей, как Людмила Гурченко: на выставке, которая идет до конца года, множество ее нарядов, интересных не только как личные вещи одной великой актрисы, но как реликвии целой эпохии.

    Хотя билеты и так совсем дешевые (по 50 рублей), в третьи выходные месяца сюда можно попасть бесплатно. По четвергам музей работает до 21:00, причем часто вечером устраиваются концерты.


    Журнал "Ваш досуг" 27.09.2012

    Другие статьи из рубрик: Музеи, Москва, Общие обзоры: 2012




    Последние новости по теме: Музеи
    2018-12-07. Лувр и Эйфелеву башню закроют на выходные из-за протестов в Париже
    В субботу и воскресенье в Париже будут закрыты многие музеи, включая Лувр. Власти столицы Франции опасаются беспорядков из-за запланированных акций протеста движения "Желтые жилеты".

    2018-12-06. Вход в Эрмитаж станет бесплатным в честь дня рождения музея
    Завтра, 7 декабря, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге отмечает день своего основания. В этот день одному из крупнейших и популярнейших музеев мира исполнится 254 года.

    2018-11-26. Музей из металлолома
    Полюбоваться на работы польских мастеров, вдохнувших жизнь в старый металлолом, и заодно выложить в свои соцсети необычные фотографии можно в недавно открытом в Праге Музее стальных фигур.






    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru