Географическое кафе

  Географическое кафе

Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях 


Все страны

  • Общие обзоры
  • Австрия
  • Болгария
  • Бразилия
  • Венгрия
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Иордания
  • Испания
  • Италия
  • Кипр
  • Китай
  • Маврикий
  • Мексика
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Португалия
  • Россия
  • Сингапур
  • США
  • Таиланд
  • Турция
  • Украина
  • Франция
  • Чехия
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Япония

    Темы статей
  • Азия
  • Бали
  • Вена
  • Венеция
  • Горные лыжи
  • Города
  • Европа
  • История
  • Кавказ
  • Канары
  • Карнавалы
  • Крит
  • Крым
  • Лас-Вегас
  • Лондон
  • Мертвое море
  • Милан
  • Мюнхен
  • Новый Год
  • Нью-Йорк
  • Париж
  • Прага
  • Рим
  • Рождество
  • Стокгольм
  • Столицы мира
  • Токио
  • Черное море
  • Шопинг

    Темы статей
    Архив статей
    Темы новостей
    Словарь
    туриста

  • Главная    Все обзоры   

    Бедуины. Верность шатрам и верблюдам

    © 2010 Thinkstock Само понятие кочевья мгновенно отсылает к древности, истории, живым истокам прошлого. Тем не менее, хорошо известно, что в современном мире, как и в более близкой нам Монголии, в Египте есть свои номады. Речь идёт, конечно, о бедуинах.

    Со своей первобытной родины – из внутренних стран Аравийского полуострова – бедуины издавна распространились по сирийской и египетской пустыне, затем, после падения древних культурных государств, по Сирии, Месопотамии и Халдее, а с завоеванием Африки мусульманскими арабами, в VII веке они заняли большую пустыню между Красным морем и Атлантическим океаном, которая стала для них второй родиной.

    Таким образом, бедуинские племена арабского происхождения захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана, однако, на этом обширном пространстве, они являются господами только в пределах пустыни. На территории Египта сегодня большое число бедуинов. В тот же Шарм-Эль-Шейх часто съезжаются люди, дабы увидеть их быт, нравы, образ жизни.

    Странный, загадочный, неповторимый народ. Своенравный и самобытный. Их внешность – полное соответствие условиям, в которых они проживают, а, точнее, которыми они себя окружили: высокий рост, стройное и гибкое тело, мощные мышцы и тёмная от солнца, несмотря на обилие белых одежд, кожа.

    Их темперамент меняется от размеренного (куда в пустыне торопиться?) до страстного (в случае реальной угрозы или опасности). В большинстве случаев выглядят несколько флегматичными, ушедшими куда-то в себя людьми.

    Откуда они взялись и кто такие? В отличие от осёдлых арабов, занимающихся, преимущественно земледелием и ремеслами, бедуины, чьё название означает "кочевой народ", постоянно передвигаются с места на места в пределах пустыни. Их шатры то и дело можно встретить среди бескрайних золотых барханов.

    Это древнейшие семитские племена, их особенность и уникальность состоит, помимо прочего, и в небывалой этнической чистоте. Дело в том, что, подобно китайцам, не впускающим в свою национальную идентичность практически ничего другого, бедуины до прихода ислама на их территории, вообще не смешивались ни с кем. Браки заключались только внутри общины.


    © 2010 Thinkstock


    Эта замкнутость – в национальном и чисто географическом смыслах – выдаёт совершенно уникальный культурологический материал. Бедуины представляют такой интерес, с каким не сравнится, пожалуй, ни один другой народ. Собственно, устройство жизни бедуинов таково: они живут большими несвязанными семьями или племенами, объединение которых носит название "мате", что-то вроде привычного для нас европейского клана.

    Шатёр – родной дом даже для тех бедуинов, которые сегодня по тем или иным причинам живут осёдло. Зимний тент палатки делается, как правило, из чёрной козлиной шерсти. Материал используют самый распространённый в пустыне, поскольку бедуинские козы наиболее приспособлены к местным условиям, хоть и стали в буквальном смысле мельче за последние века.

    Внутри все шатры одинаковы по своему строению: делятся на две неравные части (две трети и одна треть всего пространства). Вход "смотрит" на восток, левая часть (те самые две трети) это всегда женское и общее помещение, правая же – гостевая.

    © 2010 Thinkstock

    В каждой из этих частей есть свой очаг, в женской половине его используют, например, для выпечки лепёшек, причём, только на растирание зёрен у бедуинок уходит до 2 часов в день. Гостиная расположена справа, т. е. с северной части от входа. Если кто-то хочет зайти в гости, он должен подать сигнал с севера от палатки, тогда его пригласят внутрь и угостят кофе. Если гость голоден и не спешит, он должен в знак этого снять обувь.

    Гостеприимство – одна из характерных особенностей людей востока. Но одно дело быть гостеприимным в своём доме, когда ты привык к разнообразным гостям со всей страны или мира и нет ничего нового и опасного в этом. Другой вопрос, когда ты сам, фактически, будучи гостем в этой пустыне, задержавшимся всего на несколько дней или недель, встречаешь человека другой расы, вероисповедания, крови.

    Поэтому бедуины славятся своими обычаями в этом плане – сами обстоятельства выстраивают определённый ритуал встречи нового человека в среде. Когда на горизонте появляется незнакомый человек, обязанность встретить его ложится на главного мужчину в доме или в роду. Это объясняется и возможной опасностью пришлого человека и выражением уважения к гостю. Даже врага нужно принять и угостить, если он на пороге твоего дома.

    Обычно гостю варят знаменитый бедуинский кофе: этим, конечно, опять же занимается хозяин. Это настоящее священнодействие и за процессом наблюдают все присутствующие, расположившись в гостевой части шатра.

    Растопив очаг верблюжьим кизяком, он начинает жарить ещё зелёные зернышки кофе, для чего использует железный ковшик с длинной ручкой. Обжарив в нём при непрерывном помешивании зёрна, хозяин охлаждает их и начинает размалывать. При этом он толчет зёрна в медной ступке, демонстрируя своё мастерство, выстукивая ритм и мелодию. Поэтому неплохо бы ему сообщить, что он так мастерски и долго мелет кофе! Это будет комплиментом и даст ему понять: ага, вы заметили, как он тут распинается… Бедуины, не способные или нежелающие сварить кофе гостю, получают прозвище "скупой".

    © 2010 Thinkstock

    В кофе бедуины часто добавляют кардамон, игнорируя привычный, к примеру, сахар. После того, как гость насладится напитком, хозяин приступает к беседе, во время распития кофе мешать приятному занятию не принято.

    К чужим женщинам бедуинам запрещено приближаться. Цвет женской одежды говорит о социальном статусе бедуинок: голубой значит, что перед вами незамужняя девушка, красный и коричневый – состоящая в браке, пожилые женщины носят одежды чёрного или тёмно-синего цвета. Мужчины, как правило, одеваются в чёрное – по цвету козлиной шерсти, но есть места, где козы белые, тогда и цвет одежд соответствует.

    Племена различаются между собой по роду занятий, по некоторым традициям, но не принципиально. У бедуинов практикуются обрезания у мужчин и у женщин, проводят эту процедуру раз в год для всех, достигших определенного возраста. Причём это действо не считается особо значимым событием.

    Единственный всеобщий праздник – это свадьба. Традиционно используют, так называемого, "свадебного верблюда" в покрывалах, и играют на музыкальных инструментах, самый распространённый из которых имеет всего одну струну. Сейчас, правда, верблюдов для этого праздника заменяет "тендер-пежо", но с теми же покрывалами. Существует и древний, как сами бедуины, обряд похищения невесты.

    © 2010 Thinkstock

    Верблюды вообще играют огромную роль в жизни племён. Они дают бедуинам почти всё нужное для жизни. Их молоко и мясо употребляют в пищу, из шерсти делают ткани и верёвки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз идёт на кизяки, и даже моча при недостатке воды используется для умывания.

    Верблюд же лучшее в условиях пустыни транспортное средство. Поэтому у бедуинов существует своего рода культ верблюдов, и в арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня.

    Старое арабское представление о превосходстве кочевого образа жизни над осёдлым и презрение к земледелию отразилось в наименованиях: племён, причастных к этому виду труда. Назвать же человека "сыном ремесленника" – нанести ему оскорбление. Ну, почти, как скупым.

    Как и цыгане, которые порой селятся в дорогих домах, оседая на одном месте, бедуины сегодня не абсолютно кочевой народ. Есть масса примеров, когда разбогатевшие бедуинские семьи (от одних туристов прибыли могут быть баснословными) селятся в прекрасных домах, ездят на престижных авто и отправляют детей на учёбу в Европу.

    При этом принято демонстрировать своё происхождение и приверженность бедуинским традициям. Это очень похоже на кавказскую или азиатскую клановую традицию. Важно, что это не просто лубочное явление – эти "новые бедуины" действительно проводят весной некоторое время в пустыне в родных шатрах, охотясь с борзыми собаками и ловчими птицами на газелей.

    Так, состоятельные ныне арабы, сливаясь с привычной природой пустыни, возвращаются в мир тысячелетней давности, возвращая и нас с вами тоже.


    Иллюстрации с сайта: © 2010 Thinkstock

    Некто Неизвестнова
    Женский журнал Суперстиль • 12.03.2010

    Другие статьи из рубрик: Африка, Общие обзоры: январь-апрель 2010







    Географическое кафе. Рассказы и новости о странах, городах, курортах, достопримечательностях
    Рейтинг@Mail.ru  
    Адрес для связи: dilet@narod.ru